Реликвии
Коллекция Мемориального музея-квартиры Н. А. Некрасова насчитывает более 4000 предметов основного фонда и более 9000 —научно-вспомогательного. Хронологические рамки фонда — c конца XVIII века по наше время. Некрасовская коллекция разнообразна по своему составу и представляет собой большую историческую и художественную ценность.
Значительная часть фонда была сформирована в Литературном музее ИРЛИ (Пушкинский Дом), филиалом которого музей Некрасова был с 1946 по 1953 год. Музей торжественно открылся 5 декабря 1946 года, к 125-летию поэта, в доме на Литейном, 36.
В 1953 г. Музей Н. А. Некрасова вместе с пушкинскими музеями нашего города был выделен из системы Академии наук и стал филиалом нового учреждения — Всесоюзного музея А. С. Пушкина (ныне — Всероссийский музей А. С. Пушкина). Значительная часть материалов тогда же была передана из ИРЛИ новому музею, в том числе и бесценные экспонаты — мемориальные предметы. На протяжении следующих шести десятилетий плодотворная собирательская работа в Мемориальном музее-квартире Н. А. Некрасова не прекращалась. Сотрудники целенаправленно собирали материалы и об И. И. Панаеве, что позволило создать и открыть мемориальные комнаты соредактора Некрасова по журналу «Современник».
Основу фонда составляют реликвии: прижизненные живописные, графические и фотографические портреты Н. А. Некрасова, его автографы, личные вещи, иллюстрации к его произведениям, издания его произведений, журналы «Современник» и «Отечественные записки», редактором которых он был на протяжении 30 лет. Несомненную художественную и историческую ценность составляют материалы «панаевской» коллекции, рассказывающие о старинном дворянском роде Панаевых, представители которого оставили заметный след в российской истории.
Николай Алексеевич Некрасов
И. Д. Захаров. 1843. Бумага, акварель. 16,8 × 14,6. КПН-6
Первое известное прижизненное изображение Н. А. Некрасова. Поступил в Пушкинский Дом в 1919 г. из личного собрания В. П. Гаевского — критика, историка литературы, автора публикаций в журнале «Современник». Впервые экспонировался в 1921 г. на выставке в память 100-летия со дня рождения поэта в Пушкинском Доме.
Из Пушкинского Дома в 1953 г.
.
Николай Алексеевич Некрасов
С. Л. Левицкий. 1856. Фотобумага, фотопечать. 13,6 × 9,6 — изображение, 23 × 18 — паспарту. КПН-28
Первый известный прижизненный фотопортрет Н. А. Некрасова. Поэт снимался у С. Л. Левицкого в ателье «Светопись Левицкого» в доме Имзена на Невском пр. напротив Казанского собора по настоятельной просьбе И. С. Тургенева.
В 1854–1855 гг. писатель часто посещал имение В. П. и М. Н. Толстых, своих соседей по Спасскому. 24 мая 1854 г. он сообщает Тургеневу: «Портрет мой в хорошей рамке посылается на днях графине Толстой». Такой же портрет Некрасов подарил перед отъездом за границу старшему конторщику журнала «Современник» и подписал его: «Карлу Ивановичу Вульфу на память. Н. Некрасов. СПб. 1856, Апр. (исправлено на “Авг”) ».
Из Пушкинского Дома в 1953 г.
Николай Алексеевич Некрасов
К. И. Бергамаско. 1872. Фотобумага, фотопечать. 11,3 × 8,5 — изображение, овал; 16,7 × 11,1 — паспарту. КПН-1884
Один из лучших фотопортретов Н. А. Некрасова. А. А. Плещеев, сын поэта А. Н. Плещеева, получил в подарок от Некрасова такой портрет 30 мая 1872 г. с автографом «Саше Плещееву на память. Н. Некрасов».
Из Пушкинского Дома в 1953 г.
Николай Алексеевич Некрасов
И. Н. Крамской. 1877. Холст, масло. 72 × 55. КПН-64
Портрет написан Крамским с натуры в квартире поэта на Литейном проспекте по заказу П. М. Третьякова. Начав работу 7 февраля 1877 г., художник окончил портрет уже в конце марта, хотя поэт не мог позировать подолгу: в то время он был уже тяжело и неизлечимо болен. По просьбе Некрасова Крамской сделал два авторских повторения портрета — для его сестры и жены.
Портрет, подаренный поэтом жене Зинаиде Николаевне, был приобретен у нее после смерти Некрасова крупным петербургским промышленником и меценатом, большим почитателем Некрасова В. Ф. Голубевым.
В 1921 г. поступил в Пушкинский Дом, в музей-квартиру — в 1953 г.
Иван Иванович Панаев
К. А. Горбунов. 1850. Бумага, карандаш. 14 × 12 — изображение; 26,8 × 18,4 — лист. КПН-22
Портрет был приобретен у дочери художника Н. К. Горбуновой-Васильевой Б. Л. Модзалевским. и подарен им Пушкинскому Дому, в музей квартиру поступил в 1953 г.
И. И. Панаев и Н. А. Некрасов
С рис. Н. А. Степанова <1848> г. Бумага, литография. 23 × 15. КПН-1746
Шарж на И. И. Панаева и Н. А. Некрасова был предназначен для «Иллюстрированного альманаха», который был задуман в середине 1847 г. в качестве приложения к журналу «Современник». По первоначальному плану издание это должно было включать около пятидесяти гравюр и литографий. К началу 1848 г. «Иллюстрированный альманах» был отпечатан и готов к выходу в свет, но был запрещен цензурой.
Из Пушкинского Дома в 1953 г.
Иван Иванович Панаев
Неизвестный художник. Последняя четверть XVIII в. Холст, масло. 63 × 51, овал. КПН-756
Портрет Ивана Ивановича Панаева, деда писателя, из парижского собрания семьи Панаевых. По желанию владельца коллекции Сергея Павловича Панаева и завещанию его жены Лидии Алексеевны панаевские реликвии были привезены из Парижа и переданы в музей-квартиру Н. А. Некрасова в 1966 г. их племянницей Александрой Иосифовной Панаевой-Бестужевой.
Надежда Владимировна Панаева
Н. А. Майков. 1846. Холст, масло. 100 × 84. КПН-1939
Портрет дочери Владимира Ивановича Панаева, известного поэта-идиллика, директора канцелярии министерства двора, двоюродная сестра писателя И. И. Панаева Надежды Владимировны Панаевой (в замужестве Кисловской).
Дар музею-квартире Владимира Сергеевича Кисловского, правнука Н. В. Кисловской, в 1988 г.
Портрет А. Я. Панаевой
К. А. Горбунов. 1841. Бумага, акварель. 19 × 15 — изображение, 26 × 21,5 — лист. КПН-42
Дар Пушкинскому Дому внучки А. Я. Панаевой В. С. Дрешер в 1929 г., в 1953 г. поступил в музей-квартиру.
.
Печатка А. Я. Панаевой.
2-я половина XIX в. Бронза, агат. Длина — 7,1. КПН-1709
Печатка с инициалами «А. П.». Дар внучатого племянника Н. А. Некрасова Луки Константиновича Горбатова в 1985 г.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
И. Н. Крамской. 1877. Холст, масло. 62 × 53. КПН-72
Поступил в Пушкинский Дом из Центрального хранилища Государственного музейного фонда в 1927 г.; в музей-квартиру — в 1953 г..
Кресло М. Е. Салтыкова-Щедрина
1880-е гг. Дуб, плетенка. Высота — 109, сидение — 62 × 58. КПН-458
Кресло выполнено в псевдо-русском стиле. Было приобретено Пушкинским Домом в 1926 году от жильцов квартиры на Миллионной улице, которую перед своим отъездом за границу занимала дочь Салтыкова-Щедрина Е. М. де Пассано, и где было обнаружено еще много вещей и рукописей писателя. Это кресло стояло в кабинете в его последней квартире на Литейном проспекте в доме Красовской (ныне дом № 60), что подтверждается фотографией, сделанной Л. Пантелеевым в феврале 1886 года и запечатлевшей Салтыкова-Щедрина, сидящим в этом кресле. Экспонируется в Музее-квартире Н. А. Некрасова.
Стол-бюро Н. А. Некрасова
1860-е гг. Орех, сукно, металл. 176 × 105 × 90. КПН-435
К верхней части бюро привинчена серебряная дощечка с надписью: «Письменный стол Н. А. Некрасова, завещанный Г. З. Елисеевым В. И. Ковалевскому». Г. З. Елисеев — соредактор Н. А. Некрасова по журналу «Отечественные записки». В 1918 г. был подарен родственником В. И. Ковалевского Е. П. Ковалевским Пушкинскому Дому, в 1953 г. поступил в музей-квартиру.
Кресло Н. А. Некрасова
1860-е гг. Орех, кожа, медь. Высота — 78, ширина — 92, глубина — 116; сидение — 72 × 76. КПН-559
Приобретено у вдовы Н. А. Некрасова Зинаиды Николаевны крупным петербургским промышленником и меценатом, большим почитателем Некрасова В. Ф. Голубевым. После его смерти хранилось в Москве в квартире писательницы Т. Л. Щепкиной-Куперник, которая писала: «В столовой стояло “некрасовское кресло”, принадлежавшее покойному поэту, в котором он проводил последние годы своей жизни. Я до сих пор не расстаюсь с ним». По ее завещанию кресло поступило в музей-квартиру в 1954 г.
Шкатулка для перчаток итальянской певицы А. Бозио
Картон, бархат, шелк, бронза, дер. 8 × 26 × 13. КПН-684
Анджолина Бозио — знаменитая итальянская певица (сопрано). С 1856 г. четыре сезона пела на сцене Итальянской оперы в Петербурге. В 1859 г. внезапно умерла от воспаления легких и была похоронена на Новом кладбище для иностранцев на Выборгской стороне.
Н. А. Некрасов писал: «Вспомним Бозио. Чванный Петрополь / Не жалел ничего для нее. / Но напрасно ты кутала в соболь / Соловьиное горло свое. / Дочь Италии! С русским морозом / Трудно ладить полуденным розам (1865,«О погоде», ч. II).
Шкатулка поступила в музей в 1960 г. от заслуженной артистки КБ АССР профессора Веры Ильиничны Павловской-Боровик, которая получила шкатулку от сестры В. Ф. Комиссаржевской артистки Надежды Федоровны Скарской-Гайдебуровой. Ее отец, знаменитый тенор Мариинского театра Федор Петрович Комиссаржевский, много раз пел с А. Бозио.
Шкаф в стиле Буль
2-я половина XIX в. Дерево крашеное, мастика, бронза, мрамор. 120 × 110 × 44. КПН-690
Приобретен в 1960 г. у В. И. Павловской-Боровик как типологический предмет для обстановки гостиной..
Композиция. Вещи из семьи Некрасовых
Композиция. Игральные карты, грифельная доска, мелок и щеточка для ломберного стола
Иллюстрация к стихотворению Н. А. Некрасова «Дядюшка Яков»
Н. И. Альтман. 1949. Бумага, картон, карандаш, цветной карандаш. 24 × 21. КПН-1105
Иллюстрация к стихотворению Н. А. Некрасова «Школьник»
А. Ф. Пахомов. 1941. Бумага, автолитография подкрашенная акварелью. 43 × 32 — изображение, 61,7 × 43,5 — лист. КПН-1185
Дар Э. Ф. Пахомовой, вдовы художника, в 1977 г.
Иллюстрация к сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Приобретена у И. Н. Матвеевской, дочери художника в 2009 г.